единственный известный образ с таким названием, датируемый ок. 1700 г., происходит из собора Рождества Пресв. Богородицы в Муроме (с 1935 в МИХМ), его авторство приписывают изографу А. И. Казанцеву. Икона написана темперой на доске (размер 179×142 см), название вписано в ленту внизу: «Сии пречу(д)ныи образ звезда пресветлая прес(вя)тая влад(ычи)цы Б(огоро)д(и)цы н(е)б(е)снии ц(а)рицы». На иконе на фоне овальной мандорлы с расходящимися лучами, похожими на языки пламени, представлена в рост Богоматерь с Младенцем. Иисус Христос обнимает Ее правой рукой, а в левой, опущенной к предстоящим, держит крест на длинной цепочке. Пресв. Богородица изображена с распущенными волосами, в венце, в платье и плаще, Младенец - в препоясании. К ногам Богоматери припадают в молении муромские святые: князья Константин, Михаил и Феодор Муромские (слева), кн. Петр и кнг. Феврония, прав. Иулиания Лазаревская (справа). Между лучами представлено 15 сцен из истории НЗ, к-рые образуют вокруг мандорлы ореол. Внутренний и внешний края ореола обрамлены облаками. Солнце и луна в верхних углах дополняют образ неба, на к-ром сияет Богоматерь - «Звезда Пресветлая». В клеймах представлены (слева снизу по часовой стрелке): «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Вознесение Богоматери». «Коронование Богоматери» размещено над головой Пресв. Богородицы и является центральным сюжетом.
Иконография «З. П.» и. восходит к католич. изображению «Мадонна с четками», или «Мадонна розария» (итал. Madonna del Rosario; нем. Rosenkranzmadonna; польск. Matka Boska Różańcowa; словен. Rožnovenska Mati Božja), возникшему в позднее средневековье и отразившему развитие почитания Богоматери на католич. Западе. В основе изображения лежит читаемое по четкам молитвенное правило - розарий, во время к-рого вспоминают 15 таинств из жизни Пресв. Богородицы: 5 радостных (Благовещение, Встреча Марии и Елисаветы, Рождество Христово, Сретение, Преполовение), 5 скорбных (Моление о чаше, Бичевание, Коронование терновым венцом, Несение креста, Распятие), 5 славных (Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери). Иконография «Мадонна с четками» представляет собой изображение Девы Марии с Младенцем Христом на руках, протягивающими предстоящим четки - розарий (за редким исключением, четки могут быть только у Младенца). Дева Мария с Христом изображаются в рост (или сидящими) на престоле, на облаках, на полумесяце. Их одеяния не подчинены строгому канону, как правило, Богомладенец препоясан, голову Богородицы украшает венец. Иногда плащ Богородицы, как в образах «Мадонна Милосердие» (Madonna della Misericordia), образует покров, под к-рым находятся предстоящие. Четки имеют крест и крупные бусины, делящие нитку на неск. частей. Сохранился ряд произведений этой иконографии, в к-рых Деву Марию с Младенцем окружают следующие сцены: «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Богоматери», «Коронование Богоматери». В нек-рых композициях эти сцены скомпонованы в 3 группы по 5 сюжетов. В композицию «Мадонна с четками» обычно включается изображение цветов, гл. обр. роз (розарий - также венок из роз) (Menaše L. Marija v Slovenski umetnosti: ikonologija slovenski marijanske umetnosti od začetkov do prve svetovne vojne. Celje, 1994. № 143-148). Розарий - домашнее молитвенное правило, отсюда часто встречающееся на иконах «Мадонна с четками» изображение ктиторов или их небесных покровителей - как выражение персонального, личного моления заказчика.
Розарий стал источником вдохновения для авторов сб. «Звезда Пресветлая» и иконы из Мурома, в к-рых была сделана попытка включить в правосл. обиход новации, имеющие католич. корни, что нередко практиковалось во 2-й пол. XVII в. «З. П.» и. представляет собой близкий к католич. иконографии образ, хотя четки заменены крестом на цепочке. Центральное изображение повторяет один из многочисленных вариантов изображений, состав сюжетных сцен точно соответствует канону розария. Очевидно, иконописец имел графический образец, к-рый воспроизвел на иконе, внеся минимальные изменения.
Близкий круг догматических и иконографических тем представлен на иконе 70-80-х гг. XVII в. из Христорождественского собора г. Балахны Нижегородской обл. (ЦМиАР), получившей название «Звезда Пресветлая» при поступлении в 1964 г. в музей. На иконе представлена Богоматерь на троне в царском облачении с Младенцем Христом в окружении розового облака - сияния. От него исходят тонкие лучи света и подобия языков пламени, к-рые «порождают» внешнее сияние, в его лучах размещено 17 сцен из жизни Пресв. Богородицы и Иисуса Христа - история домостроительства спасения: «Рождество Богоматери», «Благовещение у колодца», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Омовение ног», «Моление о чаше», «Взятие под стражу Христа», «Распятие», «Положение во гроб», «Восстание из гроба», «Явление Марии Магдалине», «Сошествие во ад», «Вознесение Христово», «Сошествие Св. Духа», «Коронование Богоматери», «Страшный Суд». У подножия престола представлены коленопреклоненные святые: слева - ап. Иаков, брат Господень, мч. Кондрат (соименный вероятному вкладчику собора Кондрату Ильину, протопопу «Успенского Большого собора, что на Москве» - см.: Писцовая книга Балахны. С. 19), ап. Иоанн Богослов, справа - ап. Симеон, еп. Иерусалимский, праведные Иоаким и Анна. В «Описи памятников церковных древностей» 1904 г. икона называется «Божия Матерь, Корень Девства». Исторически зафиксированным названием иконы стал текст молитвы Богородице из канона мон. Феостирикта, помещенного на ленте на поземе: «О Дево, Госпоже, Мати Господа моего, Творца всех, Ты - Корень девству и Неувядаемый цвет чистоты, Небесным чином радование и человеческому роду Благословенная Помощнице, Моли Сына Своего о спасении всех христиан». Связь между историческим названием и иконографией не прослеживается. Известны изображения (напр., гравюра 1-й пол. XVIII в. (?) из собрания А. В. Олсуфьева - РНБ. Собр. Олсуфьева. № 86), где представлен образ Богоматери иной иконографии, чем на балахнинской иконе, но с текстом той же молитвы. Это может свидетельствовать об определенной распространенности текста и отсутствии его прямой связи с иконографией.
Сходство балахнинской и муромской икон несомненно. Создатель балахнинской иконы, очевидно, также имел перед собой зап. образец, восходящий к иллюстрациям розария. На это указывают центрическая композиция с клеймами, расположенными наподобие венка вокруг Богородицы, их количество, деление на 3 части, характерное сияние. Однако икона из Балахны сложнее по составу и приближена к традиционной православной иконографии. Иконописец несколько изменил состав сцен, изобразив в отдельных клеймах по 2 сюжета. Завершение сюжетного цикла композицией на тему Страшного Суда, не соответствующее канону розария, находит аналогию в «Розарии» Альберто ди Кастелло. В основе иллюстраций, начинающих каждый из 3 разделов книги,- мотив цветка с 5 крупными и 5 мелкими лепестками, в центре которого венок с образом Богоматери в разных иконографических типах, в т. ч. в царском венце на престоле в сиянии из языков «пламени». Среди иллюстраций - Богоматерь в венце из 12 звезд на полумесяце в сиянии (Castello. 1556. P. 179), т. е. «жена, облеченная в солнце» (Откр 12. 1); о связи иконографии «жена, облеченная в солнце» и «Мадонна с четками» см.: Leksikon. 1985. S. 167. В конце «Розария» помещены тексты и иллюстрации, представляющие завершение истории домостроительства спасения: слава праведников, обновление мира и наступление жизни будущего века, что близко к 3-й части сюжетного цикла иконы из Балахны. Т. о., католическое изображение «Мадонна с четками» в рус. иконах получило отражение как минимум в 2 одновременно написанных, несколько различающихся по иконографии образах, один из которых известен под названием «Звезда Пресветлая».